mgdesyan09 (mgdesyan09) wrote,
mgdesyan09
mgdesyan09

Categories:

Интеграционные процессы на пространстве СНГ – 20 лет: итоги и перспективы

Почти сразу после развала СССР (1991 год) на постсоветском пространстве наблюдались попытки формирования новой интеграционной модели, которая, по сути, должна была стать своеобразной площадкой для сотрудничества стран бывшего Союза. Именно с этой целью в декабре 1991 года было создано Содружество независимых стран (СНГ). Изначально предполагалось, что СНГ станет действенной площадкой, живым организмом, обедняющей стран-членов Содружества, коими являются все республики бывшего СССР, кроме прибалтийских стран[1].

За прошедшие почти 20 лет деятельности, в рамках организации проводились встречи и принялись решения, но, можно сказать, что большинство этих встреч носили протокольный характер, и на них обсуждались вопросы социально-гуманитарного, цивилизационного и экономического характера. Реальные же проблемы обсуждались в двусторонних или, например, в случае с карабахской проблемой, трехсторонних форматах встреч между президентами стран-членов СНГ. Именно поэтому и часто союзнические, торгово-экономические и политические договора заключались не на уровне Содружества и с участием всех его членов, а между отдельными странами.

Например, Россия и Армения заключили договор о стратегическом союзе и взаимопомощи, между Азербайджаном и Россией заключен договор о стратегическом партнерстве. А между Арменией и Украиной нет двустороннего договора о стратегическом союзе. То есть площадка, коим является СНГ, для всех участниц одна, однако взаимоотношения и глубина сотрудничества на этой платформе совсем иная. Серьезной попыткой в процессе интеграции стало учреждение и поэтапное развитие на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года, Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), к которой присоединились только 7 из 11 стран-участниц СНГ. Только в последнее время страны-участницы ОДКБ предпринимают попытки превратить ее в действующий региональный военно-политический альянс.  

Именно на это было нацелено последние изменения в Регламент ОДКБ (Армения буквально недавно их ратифицировала в парламенте), согласно которым фактор консенсуса в процессе принятия решений в организации снимается. Теперь страны, которые воздерживаются от участия в каких-то действиях Альянса, не могут препятствовать другим этого делать. Здесь существует также другое мнение, что этим положением нарушается идея коллективного обеспечения безопасности. Однако, по нашему мнению, указанное изменение мотивировано политической конфигурацией региона и сформированной вокруг организации внешней средой безопасности в целом. Вместе с этим эксперты утверждают, что это также связано с опасениями, что Узбекистан может саботировать и парализовать действия ОДКБ в случае надобности.

Другим важным моментом в контексте интеграции на пространстве СНГ является подписанное между 8 странами Содружества буквально в последнее время в Санкт-Петербурге договор о создании Зоны свободной торговли (ЗТС). Заключением договора о ЗСТ до этого действующий между государствами формат двусторонних торгово-экономических отношений перешел в формат единого пространства. Хотя пока до конца не ясно, какой будет ЗТС, как она будет функционировать и когда, в силу того, что документ об учреждении организации пока не поставлен на общее обозрение. Это первый уровень экономической интеграции на пространстве СНГ, но проблема в том, что его реализация может столкнутся с трудностями по причине схожести, большой поляризации и не диверсифицированности экономик стран-участниц СНГ. Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан в экономическом плане ориентированы на добычу и экспорт энергоресурсов, Армения, Украина, Молдова и отчасти Беларусь имеют проблемы с отрицательным балансом в соотношении объемов экспорта и импорта.

Обобщая можно заметить, что интеграционные процессы в экономическом плане на пространстве СНГ могут иметь успех при умной экономической политике стран-участниц и эффективной диверсификации и переформатирования их экономик. Успеху интеграции могут способствовать такие факторы, как политическая воля элит стран СНГ, географическая близость стран, общность интересов и общее гуманитарное пространство. Понятно, что гравитационным центром на пространстве СНГ является Россия, но успех в процессе интеграции будет во многом зависть от того, насколько политическая система, экономика РФ будет гибкой, мобильной и привлекательной для государств СНГ.    



[1] В 2009 году организацию покинула также и Грузия.  

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments